Никос Капетанидис

автор
Этой публикацией мы открываем цикл статей, посвященный героям-понтийцам.

Жизнь и карьера

Никос Капетанидис родился в Ризе, городе в Понтийской области Османской империи (современная Турция). Начал критиковать систему образования во время учебы во Фронсистерионе Трапезунда. Он был разочарован отсутствием квалифицированных учителей. По его мнению, большинство современных ему учителей не поощряли критическое или Взгляды Капетанидиса на образование сформировались под влиянием его националистических убеждений. В конце 1800-х-начале 1900-х годов греческий национализм находился на подъеме. Европейские греки были главными сторонниками идеи Мегали (“Великой идеи”), которая поощряла реформацию Византийского государства в Греции и Анатолии. Чтобы воспитать греческий национализм и гордость за пределами Европы, Королевство Греция создало греческие консульства в Османской империи. Оно также отправило греческих учителей в общины Анатолии. Эти усилия поощряли национализм в среде некоторых анатолийских греков, особенно среди образованных высших классов.

Для тех понтийцев, которые приняли этнонационализм, их возможное европейское происхождение заменило их прежнюю самоидентификацию как османских христиан. Фотиадис и Илиаду-Таху утверждают, что рост турецкого национализма в начале 1900-х годов подпитывал греческий национализм и популизм в Османской империи. Капетанидис был одним из немногих понтийцев, которые во всеуслышание поддерживали эти националистические идеи.

Язык считался важным фактором в объединении европейских греков и восточных греческих народов. В отличие от некоторых своих современников, Капетанидис хотел, чтобы народный греческий язык (димотика) был языком обучения в понтийских школах. По его мнению, это сделало бы знания более доступными для обычного человека.

После окончания университета он стал одним из самых известных журналистов и активных представителей местной греческой прессы. Капетанидис издавал собственную газету Epochi, буквально “Времена года”.  Она выходила четыре раза в неделю в Трапезунде в период с 1918 по 1921 год. Это была одна из самых влиятельных греческих газет в городе. Другими современными понтийскими газетами были Faros tis Anatolis в Трапезунде и Eleftheros Pontos в Батуми.

Капитонидис выступал по вопросам образования через свою газету, поддерживая использование разговорного греческого языка в местных школах. Более того, он настаивал на том, что образование не должно контролироваться религиозными властями, в частности Константинопольским Патриархатом. Капетанидис считал, что учителя должны готовить студентов как националистических мыслителей. По его мнению, религиозное образование было гораздо менее важным, чем националистическое образование. Капетанидис также писал, что учителя должны получать высокую заработную плату. В то время многие понтийские греческие учителя оставляли профессию из-за низкой заработной платы. За год до своей смерти он написал в Epochi: “Ради нашего достоинства как римлян…вы не должны думать, что учить нас-значит просить милостыню“.

Смерть

Epochi, по словам ученого Марии Вергети, была самой важной грекоязычной газетой в Трапезунде. Капетанидис был видной фигурой в трапезундской греческой общине. Некоторые другие влиятельные анатолийские греки, такие как Хрисанф, современный им митрополит-епископ Трапезунда, поощряли османизм: мирное сосуществование между турками и меньшинствами. В отличие от Хрисантоса, Капетанидис использовал свое положение для пропаганды радикальных националистических идеалов.

В 1921 году турецкое правительство провело Амасийские процессы. По словам Вергети, эти процессы “приговорили к смерти духовное и политическое руководство понтийских греков”.  Капетанидис, радикальный деятель, был приговорен к смертной казни. Впрочем, как и Маттеос Кофидис, политик, популярный как среди мусульман, так и среди христиан. Историк Тесса Хофманн назвала эти процессы “истреблением анатолийских греков под законным предлогом”

Никос Капетанидис был повешен в сентябре 1921 года в Амасии во время геноцида понтийских греков. Турецкие националисты, служившие под началом Мустафы Кемаля,  позже названного Ататюрком, казнили его. Он был одним из нескольких известных греков, убитых в результате испытаний Амасьи. Его последними словами перед смертью были “Да здравствует земля эллинов”.

Бюст Никоса Капетанидиса, выполненный Гагиком Алтумяном, стоит в Маруси, Греция.

Вам может понравится