Епископ Зелинский новомученик/Ἅγιος Εὐθύμιος Ζήλων

автор Сергей Христюк

Святой Евфимий родился 6 июля 1876 года в деревне Паракила на острове Лесбос, где и начал свое образование. В возрасте девяти лет он поступил в “школу Леймония”, расположенную в монастыре Леймонос, которую окончил в 1892 году.

В то время он был пострижен в монашество игуменом монастыря архимандритом Анфимом (Георгиеллисом), который дал ему имя Евфимий. В течение следующих восьми лет он практиковал аскетизм в монастыре Леймонос.

В 1900 году он был направлен монастырем в духовную школу Халки, где учился с 1900 по 1907 год. В 1906 году митрополитом Гревенским Агафангелом был рукоположен во диакона, а в 1907 году защитил диссертацию на тему: “Цель монашеской жизни на Востоке до IX века нашей эры”.

После окончания учебы вернулся на Лесбос, где митрополит Метимнский Стефан (Сулидис) назначил его главой Леймоносской школы, а также странствующим проповедником (иерокериксом) Метимнской митрополии. Он занимал эту должность между 1909-1910 годами, в течение которых он был известен своим мастерством оратора и глубоким содержанием своих проповедей. В 1909-10 учебном году он служил директором школы в муниципалитете Гера, в регионе Митилена.

В 1910 году митрополитом Метимнским Стефаном (Сулидисом) рукоположен в сан священника и до 1912 года служил протосинкеллом Метимнской митрополии.

В 1912 году митрополит Амасии Германос Каравангелис (проживал в Самсуне), который сам был уроженцем Лесбоса, принял Евфимия в качестве своего генерального комиссара. Говорят, что сам Вселенский Патриарх Иоаким III впервые представил Евфимия митрополиту Герману, будучи осведомлен о талантах молодого священнослужителя. Таким образом, Великая Церковь Христова назначила Евфимия помощником Митрополита Амасии и даровала ему титул Епископа Зелы, прославленный в прошлом, высокий титул Западного Понта.  Он был рукоположен в сан архиепископа 12 июня 1912 года в Константинополе.

В течение следующих десяти лет, в разгар неблагоприятных и трагических событий, епископ Евфимий служил в обширной митрополии Амасии, которая была самой большой в Малой Азии, включая в себя 340 православных общин и население из более чем 130 000 православных, которые были в основном турками по внешности, но греками по идентичности. Он в основном управлял митрополией Амасии в одиночку, из-за частых поездок митрополита Германа в Константинополь и Афины. Во время его пребывания в должности, в метрополии Амасии стали появляться признаки прогресса и возрождения, включая формирование молодежных и общественных организаций. В 1913 году в округе Пафра и в нескольких деревнях Западного Понта он основал множество церквей, школ для мальчиков, школ для девочек и позаботился о надлежащем размещении священников и учителей.

Однако вскоре после этого начались великие гонения на анатолийских греков, особенно в районах Самсуна и Пафры. С тех пор деятельность епископа Зелы превратилась из усилий, направленных на прогресс и возрождение в борьбу за облегчение жизни и укрепление веры. Он неустанно переходил с места на место, часто подвергаясь опасности и испытывая лишения и недуги, чтобы оказать свою помощь тем, кого он нашел в отчаянии или в изгнании, и бедствующим православным христианам.

На протяжении всей Первой мировой войны он призывал все школы и народ Понта оставаться едиными в память о ежегодной этнической церемонии, которая ознаменовала массовое самоубийство 30-40 молодых девушек из деревни Хазар в 1680 году, которые предпочли спрыгнуть со стен крепости (известной как “крепость Али”) в 150-метровую пропасть, чтобы не попасть в руки турок. Эта церемония отмечалась ежегодно 25 марта в память о самопожертвовании молодых девушек.

В апреле 1917 года большие силы турецкой армии, посланные Рефетом Беле-пашой под командованием Мехмета Али, окружили монастырь Богородицы близ деревни Откая (Откаяда), на западной стороне горы Нелтес (Небьян), где находилась пещера под названием Магара (или Богородица Магары) , окружив 650 женщин и детей и 60 вооруженных повстанцев. После шести дней сопротивления большинство осажденных были убиты или покончили с собой. Из захваченных многие молодые девушки и женщины были обесчещены, дети расстреляны, а мужчины обезглавлены.

В 1919 году, в ответ на этот акт, в преддверии Успения Пресвятой Богородицы, Евфимий собрал 12 000 повстанцев за пределами небольшого города Чагшур (Эсенчай) под командованием Кириакоса Пападопулоса, которые полностью уничтожили турецкие вооруженные силы города. С этого дня Евфимий считался разыскиваемым турками-кемалистами, которые считали его лидером повстанцев Западного Понта. Он и другие знатные люди были ограничены в своей деятельности и страдали из-за допросов, которым они подвергались. Тюрьмы были заполнены христианами всех возрастов и социального статуса. Везде были ссылки, виселицы, позор, меч и огонь.

В 1921 году решением кемалистского правительства все митрополиты, епископы и архимандриты Понтийской области были обязаны покинуть Понт и оставить свои должности. Единственными иерархами, которые не подчинялись этому приказу, были митрополит Трапезундский Хрисанф (Филиппидис), епископ Зелийский Евфимий и Протосингеллосский архимандрит Платон (Айвазидис) Амасийский.

21 января 1921 года кемалисты схватили епископа Евфимия и архимандрита Платона (Айвазидиса), а также многих других знатных жителей города Амасия. Они были приговорены к смерти и заключены в тюрьму Суйя в Амасии.

Зная о жестоком обращении и пытках арестованных вместе с ним и желая облегчить их страдания, он обратился к кемалистскому правительству Анкары с просьбой считать его единственным виновником и наказать его, чтобы позволить освободить его товарищей по заключению. Однако ответа он не получил.

Его заключение было относительно мягким до 18 апреля 1921 года, дня Пасхи. В тот день, незаметно для тюремщика, он вошел в зал, где содержалось много эмигрантов, чтобы утешить и ободрить их. В результате был изолирован в сырых подвалах тюрьмы. Именно благодаря показаниям других заключенных, которые были освобождены, его пытки впоследствии стали достоянием общественности, подтвердив его изоляцию и страдания в тюрьме. Иногда его голос можно было услышать, когда он, будучи за решеткой, пел панихиду за упокой усопших.

На сорок первый день своей изоляции, 29 мая 1921 года, совершенно измученный тяготами, лишениями и пытками, он умер в заключении. По иронии судьбы после его смерти верховный суд Анкары вынес ему приговор в котором содержалась строка: “.. повесить, несмотря на то, что он уже мертв”. Его мертвое тело было повешено на центральной площади города вместе с другими приговоренными к смертной казни, включая политиков, бизнесменов, журналистов и религиозных деятелей местной греческой общины. После этого его опекуны тихо похоронили его во дворе соседней церкви.

Епископ Зелы прожил свою жизнь, предпочтя веру и служение своей стране не убоявшись насильственной гибели, и стал примером для других священномучеников, которые приняли мученическую смерть в следующем, катастрофическом для эллинизма, году (Малоазийская катастрофа 1922 года).

30 мая 1936 года, в пятнадцатую годовщину его мученической смерти, монастырь Леймонос на Лесбосе отпраздновал открытие его бюста. С тех пор его образ напоминает паломникам о жертве пастыря, который положил свою жизнь за овец и не отступился от веры до самой смерти.

В 1992 году Священным Синодом Элладской церкви Евфимий был причислен к лику Святых.

В 1998 году в честь святого была построена часовня в монастыре Леймонос, в Святой митрополии Метимны.

Автор

Вам может понравится

Are you sure want to unlock this post?
Unlock left : 0
Are you sure want to cancel subscription?