Эвклид Куртидис родился 6 июля 1887 года в одной из семи деревень региона Санты, енории Ишханандон1. Что делало его особенным, так это его лидерский характер. Он ничего не боялся и всегда был на переднем крае битвы. Это его беспримерное мужество привело к тому, что сантийцы выбрали его своим лидером в войне с турками.
Чтобы противостоять турецким четам, которые стремились уничтожить Санту и в целом всех понтийцев, в начале 1918 года Эвклид Куртидис вместе с 30 другими сантийцами связался с ассоциацией “Энозис”(Союз) в Трапезунде. Из Трапезунда в Санту отправился посланник ассоциации Теодосис Химонидес, который провел общее собрание с целью формирования центрального комитета обороны. Его президентом был назначен Химонидес, главным предводителем Джон Спатарос, с помощниками Абрахамом Калайцидисом, Христосом Савастидисом и Эвклидом Куртидисом. Эвклид был назначен вождем отряда жителей Ишханандона вместе с помощниками Джорджем Гониадисом и Периклом Куфацисом.
Массовое убийство младенцев из Санты
Турки сильно озлобились. Они хотели любой ценой избавиться от, “крыс” в Санте. 8 сентября 1921 года кемалисты арестовали и заключили в церкви Святой Кириакии енории Ишханандон всех мужчин, в том числе и призывников со всех енорий Санты.
На всякий случай вооруженные партизаны енории Ишханадон со своими семьями ночью покинули свои дома и направились на север от Санты в лес, к пещере Магара,куда обычно убегали в дни опасности. Именно тогда была написана одна из самых драматических страниц не только сантийских партизан, но и понтийцев в целом.
Все были уверены, что все это может продлиться лишь 2-3 дня, турецкие войска покинут Санту и все вернутся в свои дома и енории.
Вместимость пещеры Магара была небольшая, втиснулись семьи партизан из енории Ишханандон и около 300 женщин с детьми. Остальные расположились вокруг пещеры в лесу под деревьями.
На следующий день турецкие солдаты совместно с четами Топал Османа и жандармами начали выгонять всех без исключения – стариков, больных, женщин и детей из своих домов Санты и сосредотачивать их в енории Пистофандон.
Через беженцев стало известно, что турецкие войска намерены напасть и на скрывающихся в пещере Магара и других вокруг нее.
11 сентября 1921 года в полдень турки под звуки горна достигли пещеры Магара и массированным огнем из пулеметов и пушек начала ее обстреливать. Весь день повстанцы, возглавляемые Эвклидом, ожесточено сражались с турками. По замыслу отважного капитана Эвклида сражение Магара приняло оборонительный характер, чтобы задержать дальнейшее продвижение турецкой армии и четов, обеспечить выход всех не вооруженных мужчин, женщин и детей из окружения и уйти в горы. Сама пещера Магара была хорошим укрытием, равнина перед ней хорошо простреливалась. Поэтому капитан Эвклид, расставил своих малочисленных бойцов по стратегическим точкам так, чтобы можно было обстреливать подход турок к пещере.
Капитаны двух партизанских отрядов Эвклид Куртидис и Димитрий Цирипидис со своими бойцами, не имея никакой другой надежды, решили сражаться до последнего. Капитан Куртидис обратился к своим бойцам с призывом: “Ребята вперед за нащих жен, за наших детей и за нашу Санту!” Эхом ответил ему голос Димитрия Цирипидиса: “Сандеты, все мы погибнем, но свою честь не оставим подлым собакам, тем паче не унизим Санту”. Турки ожесточенным обстрелом приблизились столь близко к пещере, что были слышны их разговоры. Сандеты, хорошо скрытые в траншеях и замаскированные, сражались упорно и отчаянно, дабы не пропускать пехоту турок к пещере Магара. Принменялись разные обмана. К примеру, открытым разговором между собой, чтобы дезинформировать врага, будто бы партизан более 1000 бойцов. Например, спрашивал капитан, сколько у тебя бойцов осталось, отвечали вместо одного – десять, вместо двоих -двадцать, вместо пяти -пятьдесять. Турки приняли эту информацию всерьез и приостановили обстреливать позиции партизан. В какой-то момент к ним обратился командующий турецкой армией:”…вы героически боретесь, но напрасно, вы окружены со всех сторон. Сдавайтесь, не бойтесь, я гарантирую вашу жизнь”. Услышав все это капитан Димитрий Цирипидис настолько разгневался, стал невмяемым, приподнялся со своего укрытия и заявил: “Мы тебя, старый собачий хрен, сварим как и всю твою армию”.
В этот момент вражеская пуля сразила его прямо в голову и он упал намертво. Турки замешкались, стали реветь как дикие звери. Сандеты, увидев сраженным своего капитана, готовы были ринуться в бой и отомстить за него и погибнуть все до одного. Печаль охватила всех внутри пещеры, стали плакать, реветь женщины и дети, видя приближения конца для всех. Это как эхо раздалось и вне пещеры.
Капитан Евклиди успокоил всех, плач детей приостановился и придумал как еще обескуражить турок. Они стали из десятизарядных пистолетов вести стрельбу поочередно один за другими, так, чтобы турки подумали, что партизаны ввели в бой и пулемет.
Турки опешили, не представляли, что у капитана Евклиди имеется и такое оружие. К тому же партизаны начали забрасывать турок самодельными гранатами, которые создавали такой грохот, что приостановили нападение.
К вечеру сражение затихло, однако повстанцы были обеспокоены, поскольку у них не было боеприпасов для предстоящего на завтра сражения. Поэтому они решили сбежать. Однако с маленькими детьми это было опасно. Они боялись, как бы их плач не выдал туркам место, где они находились. Тогда было принято тяжелое решение.
Женщинам было приказано собраться снаружи пещеры, не производя шума, чтобы их не услышали турки. И после того, как это было сделано, им был объявлен жестокий “приказ”… убить детей… Решение было суровым, но это был единственный путь к спасению. Резня младенцев была одним из самых шокирующих свидетельств сантийской драмы.
На следующий день турки увидев это пришли в ужас и сообщили об этом командующему, который заявил:”…люди, которые зарезали своих детей не сдадутся, стало быть нечего нам здесь оставаться. У таких людей нет ни веры, ни Бога”. Так что души семерых погибших детей стали спасителями трехсот остальных.
в 1924 году Эвклид Куртидис Эвклид Куртидис поселился в Неа Санта-Килкис, Македония, где занимался животноводством.
Его борьба не принесла ему никакой славы.
Его легендарная жизнь бесславно оборвалась. 10 февраля 1937 года, когда он упал с телеги и был растоптан своими лошадьми.
Его односельчане, чтобы увековечить память о нем, воздвигнули ему памятник с его бюстом в Верии.

По материалам греческой прессы.
1 Подробнее об этом вы сможете прочитать в очерке Христофора Кешаниди “Santa Пoнта-
Твердыня Православного христианства” на нашей книжной полке.