Топал Осман – его руками уничтожались греки Понта

автор Сергей Христюк

Не рекомендуется к прочтению детьми до 14 лет.

Греки Понта, попав под суровое иго турок-османов, влачили жалкое существование на протяжении нескольких веков. Противоречия в османском обществе обострились в начале ХХ века и переросли в период Первой Мировой войны в открытый геноцид христианских народов. Жертвами турецких националистов и иррегулярных военных формирований стали и греки Понта (северо-восточная часть полуострова Малая Азия). Политика геноцида христиан имела и своих вдохновителей, и своих исполнителей. Вдохновителями геноцида были турецкие националисты младотурки и их последователь Мустафа Кемаль, получивший позже фамилию Ататюрк (отец турок). Исполнителями были многочисленные обозленные турки-османы, терявшие власть над “стадом”, то есть христианами, потомками подданных Византии, когда-то захваченной ими, но непокоренной. Особой яркостью в истреблении греков Понта отличился Осман Феретдин житель Керасунда, города образованного греками на Черном море в глубокой древности.

Мустафа Кемаль-паша (из книги Топал Осман)

Феридуноглу Осман-ага (1883-1923), прозванный (хромым), затаил зло на греков еще с периода Балканских войн (1912-1913 гг.). Османская империя тогда теряла свои завоевания в Европе. Греция, Сербия и Болгария смогли значительно потеснить своего недавнего угнетателя, турок-османов.
Молодой парень Осман решил внести свой вклад в сохранение Османской империи и вступил добровольно в ряды действующей армии. Он вернулся с войны с серьезным ранением ноги и получил от своих земляков прозвище “Топал” (т.е. хромой). Существуют разные версии ранения Османа. Одна принадлежит ему лично и связана с его, якобы, героизмом в Балканской войне с греками, сербами и болгарами в качестве добровольца от «Комитета единения и прогресса» (İttihâd ve Terakkî). Другая – имеет совсем другую подоплеку.
До наших дней дошла следующая история… Осман, получив в свое подчинение сорок бойцов, направился к Салоникам. На пути карателям встретилось греческое селение Сорок Церквей. Под угрозой смерти жители села приняли на постой людей Османа. Сам командир разместился в доме мухтара (главы селения в Османской империи). Все самое изысканное, что было в запасах греческих семей, было накрыто на стол. Сам глава селения поспешил устроить и других турок в домах односельчан. Но Осман не остановился на достигнутом. Ему приглянулась восемнадцатилетняя дочь мухтара. Он затащил девушку в соседнюю комнату. На всю округу были слышны ее крики и зов о помощи. С болью смотрела на все происходящее мать несчастной девушки. Не выдержав, она схватила нож и вонзила его в ногу насильника. И девушка, и родители были убиты. Сам же Осман после ранения нанесенного греческой матерью стал хромым.
Легенду о том, как Осман стал хромым, приводит в своей книге “Топал Осман, хроника одной неизвестной греческой трагедии, Геноцид в Понте (1914 – 1924)” понтийский писатель Греции Георгиос Лампсидис. Книга была издана впервые в Афинах в 1969 году.

Топал Осман так и не успел внести свой вклад в исход Балканских войн. Османская империя потерпела поражение. Вернувшись домой, свирепый Осман хвастался перед своими земляками, как он смело сражался с греческой армией и клялся, что отомстит за свою рану.
Осман отомстил грекам позже. Но уже не грекам на Балканах, а грекам Понта, своим землякам. В годы Первой Мировой войны Османская армия терпела поражение за поражением. Беглые турецкие солдаты создавали банды и грабили греческие села. Они убивали мирное население, которое и без того подвергалось османскими властями насильственным переселениям вглубь Малой Азии. Марши смерти унесли жизни многих греков Понта и других христианских народов.
Осман со своими соратниками приложил к этому максимум усилий. Временно избежали жестокой участи греки Восточного Понта, где с апреля 1916 года по март 1918 года находилась русская армия. По условиям Брест-Литовского договора Советская Россия уступила регионы с центрами в Трапезунде и Карсе туркам.

Трудовые отряды для христиан в османской армии (из книги "Топал Осман")
Погромы христиан в Османской империи (из книги Топал Осман)

19 мая 1919 года в понтийский город Самсун по поручению султана прибыл инспектор османской армии генерал Мустафа Кемаль. Вместо того, чтобы разобраться с ситуацией Кемаль-паша начал формирование армии из разрозненных банд. Состоялась встреча Кемаля и Топала Османа, в ходе которой последний получил “добро” на уничтожение греков. Им была захвачена власть в Керасунде. Резня христиан усилилась.

Германские и турецкие офицеры

В память о тех, кто погиб, потому что был греком

с таких слов начинается книга Георгиоса Лампсидиса. 

Топал несет ответственность за массовые убийства, депортации, уничтожение и конфискацию имущества, вымогательство, изнасилования и другие тяжкие преступления, совершенные в Понте. В 1919 году в качестве награды за «подвиги» Топал Осман удостоился должности городского главы Керасуна.

За свой «вклад в национальное движение» и фанатическую преданность Мустафе Кемалю душегубу было присвоено звание лейтенант-полковника (milis yarbayı) и он был назначен командиром специального полка телохранителей будущего «отца турок». Другой биограф Мустафы Кемаля, британский писатель Эндрю Манго справедливо называет Топала Османа «садистом, осуществлявшим этнические чистки армян и греков». Вот некоторые факты.

В июле 1921 года, истребив большую часть зажиточных людей города Триполис (тур. Тиреболу) близ Керасуна и отняв их состояние, Осман депортировал всех мужчин Тиреболу, а также оставшееся после депортаций 1915 года население армянского Буланджака, в Харберд и Албистан. Все красивые женщины были поделены между башибузуками. Чете увезли своих жертв в горы. Женщины и дети, оставшиеся без одежды, еды и всяких средств к существованию, погибли от голода. Из 2500 греков Триполиса в живых осталось лишь 200 женщин и детей, а из 14 тыс. греков Керасуна выжили лишь 4 тыс. женщин и детей. Греки Фатсы и Унье также были захвачены Османом и претерпели аналогичные зверства.

В небольшой деревне Чакаллы в четырех часах езды от Самсуна Осман-ага приказал запереть женщин и детей (мужчины были депортированы ранее) в их домах, где они были сожжены заживо.

Та же участь постигла жителей селения Кавак, где в живых остался лишь один 80-летний старик.

В Хавзе он отвел женщин и детей на берег реки, где они были растерзаны и сброшены в воду. Все греческие села района были сожжены дотла. Осман отобрал 18 самых красивых девушек из этого села и раздал их своим преступным подельникам, которые, по истечении нескольких дней удовлетворения свои животных инстинктов, заперли их в доме и сожгли заживо.

В Мерзифоне Осман-ага и его головорезы, полностью истребив всех христиан, подожгли греческий и армянский кварталы города. При этом уничтожение христианских кварталов сопровождалось неслыханными зверствами. Все выходы были забаррикадированы, несчастных, пытавшихся спастись бегством, безжалостно убивали на месте или бросали обратно в огонь без различия пола и возраста. За 5 часов пожара сгорело 1800 домов вместе с их жителями. Насилия над женщинами и детьми звери сопровождали криками на своих жертв: «Ну, и где же англичане, американцы и ваш Христос, чего не спасают вас?».

Находясь со своим отрядом в деревне Кирли, проживая и питаясь за счет ее жителей, Осман потребовал от одного из знатных жителей данной деревни, Анастаса-аги, чтобы тот привел к нему для утех свою дочь. Получив отказ, чудовище приказало своим людям убить Анастаса-агу вместе с четырьмя его детьми и четырьмя другими мужчинами.

В июне 1920 года в селении Энайет близ Керасуна Осман и его башибузуки вырезали греческую семью из пяти человек, увели с собой нескольких женщин и молодых девушек, разграбили дома и похитили скот.

В июле 1920 года Топал Осман и его головорезы убили 15 христиан в селах Карали и Курук. Под предлогом насилия в отношении женщины-мусульманки со стороны грека по имени Панайоти, были арестованы 50 греков с таким именем, двое из арестованных умерли, не вынеся пыток. После этого подручные Топала вымогали у христиан крупные суммы денег, а сам он угрожал христианам смертью, если только не будут изменены решения Конференции в Сан-Ремо.

В июле 1920 года Топал Осман подверг аресту и избиениям епископа Себастии.

В ночь с 13 на 14 августа 1920 года Осман арестовал все мужское население Керасуна для последующей депортации. Затем его люди приступили к разграблению домов.

8 сентября 1920 года выходящая в австралийском Лонсестоне газета Daily Telegraph сообщила о серии злодеяний, совершенных Осман-агой в Керасуне. Все мужчины города подверглись аресту, каждый вечер по пять человек из них убийцы предавали казни. Оставшиеся христиане выкупили свою свободу, заплатив Осману в общей сложности сумму, эквивалентную 300 тыс. фунтов стерлингов.

В марте 1921 года Осман принудил жителей Себастии в течение трех недель кормить и содержать его банду в количестве 500 разбойников. В Эзботере подверглись аресту два грека и один армянин. Несчастных казнили, предварительно вбив им в ступни конские подковы. Кроме того, по приказу Топала были вырезаны женщины и дети в селах Кул-Хисар, Месудие и Кирик.

В 1921 году, проходя маршем через Амасию и Чорум, Осман отдал приказ своим людям убивать всех христиан, встречавшихся им на пути, не считаясь с полом и возрастом.

20 декабря 1921 года банда из 100 турок и лазов из Ризе, рекрутированная Топалом Османом в качестве мэра Керасуна, прибыла  в Орду и была принята властями города. На следующий день бандиты рассеялись по улицам и приступили к грабежу лавок, принадлежащих христианам. Башибузуки увели с собой двоих греков. По приказу Османа-аги торговца Мишеля Макридеса из Керасуна вывезли в море на небольшой лодке, обезглавили, а тело сбросили в море. Несколько других знатных лиц города подверглись депортации.

И это далеко не полный и не самый ужасный перечень его преступлений.

23 марта 1923 года Топал Осман задушил оппозиционного депутата от Трапезунда Али Шюкрю бея. По слухам — за критику в адрес  Мустафы Кемаля. Однако если убийства тысяч мирных христиан всегда сходили душегубу с рук, то смерть турецкого депутата стала последней в длинном списке преступлений предводителя чете. Мустафа Кемаль лично отдал приказ командиру батальона президентской гвардии Исмаилу Хакки бею заключить Топала Османа и его подельников под стражу. Осман был окружен в его укрытии в анкарском квартале Сейранбаглары и 1 апреля 1923 года в результате перестрелки получил ранения и был схвачен. В тот же день по приказу Исмаила Хакки он был казнен выстрелом в голову (по другим сведениям — обезглавлен). На следующий день, 2 апреля, по настоянию оппозиционной «Второй группы» в турецком меджлисе его тело было выкопано и подвешено к воротам здания парламента (сегодня — Музей войны за независимость) на всеобщее обозрение, а позднее — похоронено в Керасуне.

В наше время имя Хромого Османа – знамя в руках некоторых турецких ультранационалистов.  По словам Токтамыша Атеша из Стамбульского университета, в свое время бывший премьер-министр Турции Тансу Чиллер продвигала идею открыть университет имени Топала.

Памятник кровавому палачу христиан Топалу Осману был открыт 7 апреля 2007 года в Керасуне. Возведение памятника связывают с именем отставного генерала Вели Кючюка, впоследствии арестованного за членство в ультранационалистической организации Эргенекон. Первая попытка Кючюка возвести памятник Осману приходится на 1981 год. Однако она была заблокирована Турецким историческим обществом. Спустя 20 лет, в 2001 году, Кючюк вновь вернулся к своей идее, но опять потерпел неудачу из-за сильного противодействия в лице тогдашнего мэра Керасуна Мехмета Ишика. И все же в 2007 году, с третьей попытки, памятник-таки был установлен при содействии председателя местной ассоциации малых предпринимателей Али Кары. Стоит упомянуть, что имя Кары впоследствии также фигурировало в ходе расследования деятельности Эргенекона.

Публикация подготовлена с использованием статьи Василия Ченкелиди. Источники: greekmos.ru и pandukht.livejournal.com

Автор

Вам может понравится

Are you sure want to unlock this post?
Unlock left : 0
Are you sure want to cancel subscription?